Общественный совет

Наши центры

Форум

Контакты

Обучение, творчество и альтернативная коммуникация: как живут дети в ЦССВ им. Россолимо

Обучение, творчество и альтернативная коммуникация: как живут дети в ЦССВ им. Россолимо
20 Мар 2020
поделиться:
Название «Приют Святой Марии» знакомо каждому, кто получал образование в социальной сфере и изучал историю социальной работы в России. Созданный в конце XIX века, он стал первым московским учреждением для детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья. Шли годы, менялось его название, учреждение переезжало в новые здания, но работа не прекращалась даже в годы войны. Сейчас «Приют Святой Марии» — это Центр содействия семейному воспитанию им. Г. И. Россолимо. Рассказываем, как устроен центр и как в нем заботятся о детях.

НАЙТИ СВОЙ КЛЮЧ ДЛЯ КАЖДОГО

ЦССВ им. Г. И. Россолимо находится на востоке столицы, в районе Косино-Ухтомский. В 2007 году под центр построили новое специальное здание с доступной средой. Сверху огромный желто-оранжевый комплекс напоминает солнышко с лучами.

«В Центре живут 74 воспитанника, самому младшему — всего полтора годика. В каждой „квартире“, где живут ребята, есть общая большая игровая, спальни. Комнаты у нас разные по метражу: можно жить одному, а можно по двое или трое. Дети сами выбирают не только с кем жить, но и как обустроить свое личное пространство», — рассказывает Елена Возжаева, директор ЦССВ им. Г. И. Россолимо.

c330eb5a839936723e0cb6c074730d82f59ea16c (1).jpg

С 2015 года в центре живут ребята с тяжелыми множественными нарушениями развития (далее — ТМНР).

«Мы очень серьезно к этому готовились. Прежде всего нужно было подготовить других воспитанников: рассказать им, что это за дети, как с ними нужно взаимодействовать. Наши ребята откликнулись — по-доброму встретили новеньких, стали с ними играть, катать их на самокатах, проявлять заботу и внимание», — вспоминает замдиректора по воспитательной работе Вера Аникина.

Сейчас в ЦССВ создана настоящая инклюзивная среда: обычные дети живут бок о бок со сверстниками с особенностями развития. «У обычных детей формируется правильное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья, они учатся эмпатии. В нашей жизни мы так или иначе соприкасаемся с разными людьми, мы должны уметь принимать каждого таким, какой он есть. Такое принятие не дано от рождения, его нужно формировать, воспитывать. Этим мы и занимаемся», — говорит Елена Возжаева.

a32b80a988a960f6acb057d7ae9397a2adda8988 (1).jpg

Школьную программу воспитанники ЦССВ осваивают в общеобразовательных и коррекционных учреждениях. Для детей с ТМНР предусмотрены специальные индивидуальные программы развития.

«К каждому ребенку нужен свой индивидуальный подход. Есть положительная динамика, которая нас очень радует. Мы видим даже маленькие шаги в развитии наших детей, они стимулируют нас к дальнейшим открытиям. Педагоги с удовольствием посещают „Школу передового опыта“, обмениваются опытом с коллегами из других учреждений, учатся на курсах столичного ИДПО. Среди воспитанников есть много детей, не владеющих устной речью в силу своих особенностей. Чтобы помочь им общаться, сотрудники активно обучают их альтернативной коммуникации. Есть много средств невербального общения, но нельзя использовать какой-то один для всех. Один ребенок лучше воспринимает жесты, другой — пиктограммы. Найти ключ для каждого — в этом задача наших специалистов», — отмечает директор.

84dd617fbd35819cecd84f5121a76ac0afd940e3 (1).jpg


РЕАБИЛИТАЦИЯ ЧЕРЕЗ ТВОРЧЕСТВО

Помимо школьной программы, дети занимаются творчеством. Для них это не только социокультурная реабилитация, но и способ выражения себя и даже коммуникации с другими детьми.

Мальчишки и девчонки поют в студии «Веселые нотки», рисуют и делают невероятные поделки в студии «Радужный бисер». В спортивной студии «Крепыш» занимаются спортом и адаптивной физкультурой, посещают расположенные рядом с ЦССВ учреждения дополнительного образования, где есть бокс, плавание, студии для художественного творчества.

«Еще мы занимаемся проектной деятельностью. Очень продуктивный метод для всех детей. Начинали мы с проектов, посвященных Великой Отечественной войне. С них когда-то зародился наш музей „Москвичи“, он лицензирован и имеет статус городского музея. Когда у ребенка нет семьи, он не знает своих корней, его нужно заинтересовать прошлым его города и страны, дома, где он живет», — вспоминает замдиректора.

В проектах задействованы и дети с особенностями развития, только темы для них более адаптированные: «Времена года», «Поход в магазин». Например, проектная тематика этого года «Знаю. Умею. Могу» направлена на развитие навыков самообслуживания и альтернативной коммуникации.

«Тематика связана с программой долговременного развивающего ухода. Уже половина нашего коллектива, от воспитателей и логопедов до психологов и медработников, обучилась в столичном ИДПО по этой теме. Курсы дали нам много полезного и нужного для работы», — отмечает Елена Возжаева.

dcda7de6d9d9eb9491060c7e7b7edfd840c18778 (1).jpg

3fa758f18e7f7f4655fe14379901eb38b973b69a (1).jpg


ПУТЬ ВО ВЗРОСЛУЮ ЖИЗНЬ

«Сегодня в городе активно развивается альтернативное жизнеустройство людей с инвалидностью — альтернативное интернатам. Наша задача — максимально подготовить детей к самостоятельной жизни. Мы хотим, чтобы навыки, которые они приобретут в ЦССВ, послужили для них основанием пойти на сопровождаемое проживание, а потом и в самостоятельную жизнь. Основой такой подготовки стал проект „Знаю. Умею. Могу“, направленный на социальную адаптацию детей, развитие навыков самообслуживания. Дети в центре учатся готовить, убирать за собой, ходить в магазины и так далее», — делится директор.

ЦССВ активно взаимодействует с некоммерческими организациями. Это первое учреждение, которое начало сотрудничать с благотворительным фондом «Хранители детства».

«Волонтеры из благотворительного фонда проводили с ребятами тренинги по профориентации. Организовывали для них стажировки в компаниях в период каникул. Одному из наших выпускников помогли с приобретением дорогого оборудования для парикмахерского дела, также оплатили курсы визажистов. Сейчас молодой человек работает в престижном салоне», — рассказывает Вера Аникина.

3f46b6912fba62e8af02556a62a862a5296d485b (1).jpg

Совместно с фондом «Волонтеры в помощь детям-сиротам» развивается общий проект «Наставничество», рассчитанный на детей. Наставничество — это совместный досуг, прогулки, репетиторство: ведь каждому ребенку нужен значимый взрослый.

«Мы очень горды своими выпускниками. Не стыдно за свою работу. Многие наши ребята окончили колледжи с красными дипломами, поступили в вузы. Среди наших выпускников есть специалисты в сфере информационных технологий, переводчики, медики. У многих наших выпускников есть свои семьи. Они звонят, приходят в гости, помнят о нас. Нам приятно, что ребята не хотят терять связь с нами и друг с другом», — говорит Вера Аникина.


СЕМЬЯ НУЖНА КАЖДОМУ

Большинство воспитанников центра — дети, оставшиеся без попечения родителей. И каким бы замечательным ни было учреждение, понять, что такое семья, любовь мамы и папы, возможно только в семье. В ЦССВ активно работают с кровными семьями ребят. Например, в отношении четырех воспитанников родители отозвали свое согласие на усыновление, а семерых ребят регулярно навещают родители и близкие родственники.

ac2b95c7e658b4e41f4c0339db2d20e510cfe69d (1).jpg

«Мы видим, насколько важно ребенку знать, что у него есть семья. И мы спокойны за него, потому что знаем: даже если он уйдет из нашего центра в другое социальное учреждение, с ним рядом все равно будут близкие люди», — считает Елена Возжаева.

Когда воссоединение с кровной семьей невозможно, для ребенка ищут новую семью. С 2014 года в центре работает своя Школа приемных родителей.

«Занятия проходят по субботам, группы не более 15 человек. Психологи проводят тренинги, психологическое консультирование, дают домашние задания. Еще наши специалисты консультируют будущих приемных родителей при подборе ребенка. В программу обучения включены занятия с юристами, специалистами органов опеки, встречи с приемными родителями. Также есть занятие, которое проводится при участии нашего медперсонала: будущих приемных родителей учат, как правильно вести себя в той или иной ситуации с детьми с особенностями здоровья», — рассказывает Елена Осьмухина, руководитель службы социально-психологического сопровождения.

Поддержку получают и уже состоявшиеся приемные семьи. Сейчас на сопровождении находятся 13 семей.

d89f7cf51039c786b252621865979ee5f05e9757 (1).jpg

da8db10fb4b8ced04696a5e33e5e5e136653e2c6 (1).jpg

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

« Возврат к списку

Анонсы

Календарь событий

     

2020

Апрель
Предыдущий год   |   Следующий год

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3

телефон горячей линии

8 800 822 22 00

Информация о деятельности Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы размещена на Официальном портале Мэра и Правительства Москвы: dszn.ru

Напишите нам и мы с радостью ответим на все Ваши вопросы

написать нам
Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы
Интернет-портал регионального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, города Москвы
Центр занятости населения "Моя работа"
Специальный центр занятости населения «Моя карьера»
Мой семейный центр
АНО "Поколение победителей"
Институт дополнительного образования работников профессиональной сферы
Московский государственный психолого-педагогический университет
Благотворительный фонд "Столица милосердия"

Подписка на новости сайта

позволяет ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫМ пользователям быть вкурсе последних новостей портала